Какой-либо танец категории бальных практически невозможно встретить в ночном клубе или на дискотеке. Массовость и строгий канон спортивного бального танца - вещи несовместные. Подобная ситуация привела к созданию новых танцев, носящих импровизационный характер, не требующих многолетнего изучения, исполняемых под модные современные мелодии и оттого более естественно выглядящих на дискотеке, чем на спортивном состязании. Один из подобных танцев - хастл.
Основная причина популярности хастла - быстрота изучения (за счет простоты и импровизационного характера), пара месяцев - и Вы можете уже как-то танцевать.
Хастл относится к городским молодежным танцам (в англоязычной литературе используется термин "social dance" - "общественный танец"), исполняемым на вечеринках, в клубах и на дискотеках. В США этот танец стал частью системы образования (его преподают в некоторых школах и колледжах, в том числе - в Йельском университете). В остальных странах его не выделяют в отдельный танец, а относят к так называемому "свободному стилю".
В переводе с английского "hustle" - "толчея", "энергичная деятельность". Название определяет судьбу - этот танец исполняется с учетом крайнего дефицита жизненного пространства, два свободных квадратных метра площади - все, что нужно для занятий хастлом, что и определило его "дискотечную" направленность. Будучи импровизационным танцем, хастл не имеет жестких рамок, четкого определения фигур и позиций, что и препятствует внесению его в число бальных - есть только техника и стиль ведения. Конкурсы пар, танцующих хастл - скорее, выяснение, кто же является подлинной звездой вечеринки, чем спортивное состязание. Попытки привести хастл к единому стандарту пока встречают яростное сопротивление самих же "энтузиастов от хастла", утверждающих, что это нанесет страшный удар по демократизму и универсальности танца. Это, пожалуй, единственный танец, в методике обучения которому сделан упор на обязательное посещение дискотек.
Музыка хастла - это диско-музыка (особой популярностью у любителей хастла в США пользовались композиции Донны Саммер - Donna Summer): музыкальный размер 4/4, темп - 30 тактов (120 ударов) в минуту. И хотя сейчас все больше пропагандируется утверждение о том, что хастл можно танцевать под любую музыку, в США как для начинающих и любителей (Bronze), так и для профессионалов темпы 28-30 тактов в минуту являются признанным стандартом.
Необходимое отступление - о диско-музыке. Ее отличительная особенность - особый ритм, диско бит ("Disco Beat"). В чем его уникальность?
Каждую мелодию можно условно разбить на равные части. В каждой такой части, называемой тактом, Вы явно слышите одно и то же количество "ударов" (из них и слагается ритмический рисунок музыки), каждому из которых соответствует звучание ноты определенной продолжительности. На первый удар, так называемую "сильную долю", обычно акцентируется ударение, за исключением ряда случаев (синкопа). Акцент легко различим в общей мелодии - как правило, это либо особенно громкий "стук" ударных, либо звучание какого-либо отдельного ударного инструмента. Оригинальность диско бита - в отсутствии ярко выраженной сильной доли. Ритм монотонен и однообразен, что, кстати, и служило одним из поводов утверждений о примитивности диско-музыки. С другой стороны, благодаря подобному ритму упрощалась задача танцоров (танец можно начинать с любого удара) и ди-джеев (стало возможно микшировать мелодии, создавая многочасовые непрерывные программы). Как любят говорить американцы, ритм из "Тик-Так" (случай обычной музыки) превратился в "Пуфф-Пуфф" (в диско-музыке).
Как только возникает вопрос о хореографии хастла, начинаются разночтения и даже войны приверженцев различных версий. Как результат - огромное количество вариаций хастла: западный хастл ("Western Hustle"), континентальный хастл ("Continental-American Hustle"), лос-анджелесский хастл ("L.A.Hustle"), латиноамериканский хастл ("Latin Hustle"), нью-йоркский хастл ("N.Y.Hustle"), "уличный" хастл ("Street Hustle"), "двойной" хастл ("Double Hustle"), танго-хастл ("Tango Hustle"), "линейный" хастл ("Line Hustle"), хастл-"веревочка" ("Rope Hustle"), хастл-"праща" ("Sling Hustle") и другие.
Нью-йоркский хастл появился как вариация латиноамериканского и первоначально тоже исполнялся на шесть счетов (&1-2-3-&4-5-6 - "и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть"). Около 1980 года танец стал исполняться на три счета ("и-раз-два-три" - &1-2-3), хотя существуют отступления и от этого счета ("и-раз-два-три-и-четыре" - &1-2-3-&4 и "и-раз-два-и-три-четыре" - &1-2-&3-4). Примерно в то же время из танца начал исчезать "рок-степ" ("rock step"), окончательно замененный в 1982 году на шаг "вместе-вперед". Пережив трудные времена спада популярности музыки диско (в восьмидесятые лишь несколько человек, живших в районе залива Сан-Франциско, практиковали нью-йоркский хастл), эта версия танца стала наиболее распространенной в США. Старые варианты исполнения были окончательно забыты к 1983 году.
Хастл-"праща" известен также под именем "свинг-хастл" ("Swing Hustle") и представляет собой нью-йоркский хастл образца 1980 года (с "рок-степом"), исполняемый под четыре счета. Любой шаг танца выполняются за один и тот же промежуток времени.
"Уличный" хастл - любое исполнение хастла парой, не изучавшей (или изучавшей, но безуспешно) хастл в танцевальной студии - отсутствует работа стопы, какая-либо техника, фигуры произвольны и могут не соответствовать ритму танца. В общем случае - исполнение хастла при отсутствии (или не относящейся явно к какому-либо виду хастла) техники.
"Линейный" хастл - танец, исполняемый танцорами в "Лихорадке субботней ночи". При некоторой модификации, обретает черты линейных хип-хоп-танцев.
Танго-хастл в последнее время слился с современным тустепом (так называемый "disco two-step" и "nightclub two-step") - танцем для ночных клубов, также исполняемый под музыку диско.
Под именем хастл-"веревочка" на самом деле скрывается два танца, один из которых - вариация меренги (латиноамериканский танец, в котором танцоры выстраиваются друг за другом, образую длинную цепочку), а второй - тот же самый нью-йоркский хастл, в котором партнеры держатся не за руки друг друга, а за концы недлинных лент (или цепочек и веревочек). К сожалению, чтобы не запутаться в петлях ленты, исполнители вынуждены отказаться от некоторых фигур.
Уникален "двойной" хастл, танцуемый не двумя танцорами, а тремя и больше. Обычно, этот танец исполняет один мужчина вместе с двумя женщинами, пытаясь "вести" сразу обеих (есть уникальные попытки одновременного ведения до пяти партнерш). Существуют версии, в которых одна женщина танцует с двумя мужчинами поочередно.
Крайне болезненным стал вопрос о том, на какое количество счетов следует танцевать хастл.
Наиболее распространенным счетом в хастле является "и-раз-два-три" (&1-2-3). Именно в таком варианте хастл появился в южной Флориде. Этот счет считается менее удобным для начинающих и непоследовательным: на пресловутое "и-раз" партнеры отходят друг от друга, а многие считают, что начинать танец следует со сближения партнеров, да еще и партнерше при таком счете приходится начинать с левой ноги. В Калифорнии преподают только эту разновидность танца.
Более удобным для начинающих, но менее распространенным (к примеру, нью-йоркский хастл никогда так не исполняется) считается счет "раз-два-и-три" (1-2-&3). Здесь опять возникает проблема: если на "раз" партнеры сходятся, на "два" - расходятся, на "и" - делают шаг-приставку, а на "три" сходятся опять, то как начинать следующее движение - вперед уже хода нет?
Это породило третий вариант счета для хастла - на шесть счетов: "и-раз-два-три-и-четыре-пять-шесть" (&1-2-3-&4-5-6), что впрочем, не осталось единственным стандартом исполнения танца на шесть счетов - чемпион США 1995 года по хастлу Барри Дуглас (Barry Douglas) модернизировал счет "раз-два-и-три", приведя его к виду "раз-два-и-три-и-раз-два-и-три" (1-2-&3-&1-2-&3). Исполнение танца по методике Дугласа легко узнаваемо на танцплощадке - на первое "три" партнеры не сходятся, а только выводят ногу вперед.
Часть танцоров настаивает на несоответствии "тройного" счета хастла музыкальному размеру композиций, под которые он исполняется, что привело к созданию версий хастла, танцуемых на четыре и восемь счетов. К счастью, хастл - очень демократичный танец, где нет строгих ограничений на манеру исполнения.
Есть несколько гипотез о происхождении хастла.
Гипотеза первая. Прародителем хастла (точнее, всех его версий, исполняемых на три и шесть счетов) следует считать латиноамериканский хастл. Жизнь ему подарили уличные танцоры из числа многочисленных в южной части американского штата Флорида цыган и латиноамериканцев (преимущественно - кубинцев). Пытаясь приспособить собственные навыки в области танца (исходным материалом служили салса и свинг Западного побережья) к совершенно им не соответствующим, но безумно популярным в начале 1970-ых годов ритмам диско, танцоры создали уникальный прецедент - танец, в котором в четыре доли такта исполняются три движения (латиноамериканский хастл исполняется на шесть счетов "раз-два-и-три-четыре-пять-шесть" - 1-2-&3-4-5-6). Получившийся танец первое время был известен под названием диско-свинг ("disco swing"), а в Нью-Йорке его считали вариацией свинга Западного побережья и продолжали называть "West Coast".
Гипотеза вторая (Марии Торрес). Конец семидесятых годов двадцатого века ознаменовался в Нью-Йорке неслыханной "дискоманией". Мода на новые мелодии порождала новый танец каждые две недели. Через две недели прихотливый танец забывался, но какие-то его элементы наследовались "восприемником". Все это продолжалось в период с 1978 по 1982 год. В начале восьмидесятых стали популярны более медленные мелодии, исполнение прежних движений танца в том же темпе приводило к тому, что четыре движения приходилось делать под три удара, так что потребовалась перестройка танца (стал исполняться на три счета). Так появился собственно хастл, а те его вариации, что принято танцевать на четыре счета - более поздние отклонения от стандарта.
Гипотеза третья. Кенни Гонсалес (Kenny Gonzales) по прозвищу "Король Кенни" (KingKenny), его друг Эдди Вега (Eddie Vega) и Мария Торрес (Maria Torres) выработали основные движения танца, ставшего известным впоследствии под именем нью-йоркского хастла, в семидесятые годы в Бруклине.
Из вышеприведенных имен наиболее масштабна и легендарна, конечно же, личность Эдди Вега, с двенадцати лет непрерывно побеждавшего на всех чемпионатах Нью-Йорка по хастлу. В семнадцать лет Эдди выиграл Гранд-Чемпионат Dance Fever ("Танцевальная Лихорадка" - популярное телевизионное шоу тех лет), в девятнадцать (в 1982 году) вместе с Нелли Котто (Nellie Cotto) стал финалистом Чемпионата США по Бальным танцам (USBC - U.S. Ballroom Championship). В следующем, 1983 году Эдди Вега снова становится финалистом Чемпионата США, на этот раз уже с Лурдес Джонс (Lourdes Jones). Сменив несколько партнерш (Нелли Котто, Лурдес Джонс, Мария Торрес), Эдди начал танцевать в паре с Лизой Нунсьеллой (Lisa Nunziella), вместе они стали финалистами шоу Эда МакМахана (Ed McMahan) "Star Search" ("Ищем Звезд") завоевав призовых 100.000 долларов. Пара Вега-Нунсьелла побеждала в шоу "Star Search" тринадцать раз - по сей день так и не превзойденное достижение. Постоянный участник бродвейских постановок, музыкальных видео и программ MTV, Эдди Вега умер от СПИДа в 1990 году.
Судьба одной из его партнерш, Марии Торрес, сложилась иным образом: чемпионка мира по хастлу 1993 года, Мария является одним из директоров американской федерации хастла. В качестве постановщика и хореографа Мария участвовала в создании дневного и вечернего шоу Лу Бега (Lou Bega) "Mambo №5", видеоклипа "Bailamos" Энрике Иглесиаса (Enrique Iglesias), телевизионных рекламных роликов компаний Panasonic, Budweisser (с участием Джона Легуизамо - John Leguizamo), программ MTV, фильмов "Dance with Me" ("Танцуй со мной", с участием Ванессы Вильямс - Vanessa Williams и Криса Кристоферсона - Kris Kristofferson), "Summer of Sam" ("Лето Сэма" с участием Джона Легуизамо - John Leguizamo и Миры Сорвино - Mira Sorvino) и многих других проектах. Она и сейчас восхищает всех своим мастерством, продолжая выступать. Одна из ее последних работ - популярная бродвейская постановке "Swing", номинированная на престижную награду Тони (в этом мюзикле Мария играет роль "девушки в красном").
Но вернемся к истории появления хастла. Одна из последних версий гласит, что жизнь хастлу дала песня Ван МакКоя (Van McCoy) "the Hustle" (иногда ошибочно называемая "Do the Hustle" - по реплике бэк-вокалистов, периодически звучащей на протяжении всей мелодии). Действительно, сингл с инструментальной композицией "the Hustle" продюсера (таких коллективов, как Gladys Knight & the Pips, Melba Moore и The Stylistics), композитора и исполнителя из Вашингтона Ван МакКоя (6.I.1944 - 6.VII.1979) был продан тиражом свыше восьми миллионов экземпляров и спровоцировал очередной виток "хастломании". Забавно то, что спустя год после своего успеха, Ван МакКой признался в интервью, что не имеет ни малейшего представления о хастле, как о танце. К несчастью, судьба музыканта сложилась достаточно печально: ни одно из более поздних его творений не достигло уровня популярности "the Hustle" (хотя композиция 1977 года "the Shuffle" использовалась в качестве основной музыкальной темы для спортивных репортажей на BBC Radio 4 в течение двадцати лет). Ван МакКой скончался в 1979 году от сердечного приступа, оставив после себя достаточно обширную (для семи лет творчества) дискографию.
В России хастл появился в начале девяностых, в студии при Московском Государственном Университете (на двенадцатом этаже Главного здания). Первые турниры стали проводиться в 1994 году, в 2000 году началась работа по приданию официального статуса Московской Федерации Хастла, и в том же году начались первые переговоры с американской федерацией о создании международной организации аналогичной IDSF, которая бы объединяла в себе ассоциации и федерации любителей хастла.
Если Вас хоть немного заинтересовал этот необычный танец, воспользуйтесь советом - посмотрите два замечательных фильма 1977 года: "Roseland" ("Страна Роз") с Кристофером Уокеном (танец пары Floyd Chisholm-Annette Riveria) и "Saturday Night Fever" ("Лихорадка субботней ночи") с Джоном Траволтой (John Travolta). Кстати, именно ролью в этом фильме Джон Траволта заслужил всеобщее уважение любителей танца, и по сей день оставаясь ведущей фигурой в списке лиц, внесших неоценимый вклад в развитие хастла.
Информация с сайта Московской Федерации Хастла.